ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Так на  протяжении  тысячелетия  шло  формирование священных книг
иудейской и христианской религий.  История этих  книг  не  содержит  в
себе, как мы это видели, абсолютно ничего сверхъестественного. Условия
общественного бытия людей породили определенные религиозные  движения,
которые нашли     свое     идеологическое     выражение     в     ряде
литературно-культовых произведений.  Пестрота   и   разнохарактерность
содержания этих произведений имеет в своей основе то,  что их авторами
являлись многие люди различных исторических эпох,  различных  стран  и
народов, различных классовых группировок внутри этих народов.
     Не всегда  Библия  имела  и  тот  внешний вид,  который она имеет
теперь.  Долгое время отдельные библейские  книги  представляли  собой
сплошной текст,  не расчлененный на главы и стихи.  Только в XIII веке
архиепископ Кентерберийский Стефан Лагтон разделил библейские книги на
главы, применив это деление к латинскому переводу Библии - Вульгате. В
XV веке это  деление  на  главы  было  заимствовано  раввинами  и  для
еврейского  текста  Библии.  Еще  через столетие главы библейских книг
были разделены на стихи парижским типографом Робертом Стефаном.  И это
деление  было  тоже  вскоре  перенесено в еврейскую Библию (в печатном
издании). Таким образом, современный вид Библия приобрела сравнительно
недавно.
     Многое в истории священных книг остается до сих пор неясным,  как
неясно многое в истории других  литературных  произведений  древности.
Разве можно,  например,  сказать,  что  нам  хорошо  известна  история
создания гомеровских произведений?  Но никто из этого не делает вывода
о том,  что эта история мистическая, известная только богу и некоторым
его сподвижникам.  Историческая наука для  того  и  существует,  чтобы
раскрывать перед   людьми   страницы   прошлого,   делать  неизвестное
известным. Не исключено, что многие детали того процесса, в результате
которого возникли библейские книги,  будут еще раскрыты в дальнейшем в
результате новых  археологических  открытий  или   новых   философских
исследований. Однако то, что мы уже знаем, достаточно, чтобы составить
общую картину истории библейских книг. Эту общую картину мы и осветили
в данной главе.

Hosted by uCoz